19 июля, 2021

Каньон реки Кудиалчай

Одна из самых полноводных горных рек Губинского района Азербайджана это Кудиалчай (az. Qudialçay). И как обычно с реками этого региона в среднем своём течении они проходят через каньон. Это одно из красивейших мест Азербайджана. И оно очень доступно для туристов, ведь почти вдоль всего русла идёт нормальная асфальтовая дорога из районного центра вверх к высокогорному селению Хыналыг. Где-то в середине пути от Губы дорога вместе с рекой заходит в каньон. Потом каньон немного расходится в долину с селением Крыздахна. А затем снова сходится становясь настолько уже, что здесь фактически помещается только дорога и река. Местами даже дороге тут нет места и ей приходится заходить под козырёк скал. Дальше опять стены немного расходятся и мы попадаем на место слияния Кудиалчая с рекой Аликчай (az. Əlikçay). Тут дорога в Хыналыг резко уходит влево из каньона, идёт вдоль реки Аликчай пересекает её, поднимается в селение Джек и выше, а затем крутым серпантином спускается снова к реке Кудиалчай, в достаточно широкое ущелье в конце которого вверх по течению и находится селение Хыналыг. Меня заинтересовало что же происходит в каньоне Кудиалчай между местом, где дорога поворачивает с реки, и той точкой, где она возвращается обратно на неё.

Это где-то 5 километров неизведанного пути. Воды в реках уже даже в конце июня было очень мало. Поэтому мы решились на этот маршрут. Кудиалчай достаточно полноводная река, с очень сильным течением. Мы запланировали выйти на неё выше слияния с Аликчаем. Но чтобы выйти туда нам пришлось спустится 50 метров по реке Аликчай через фактически туннель, образованный скалами. Выйдя из туннеля мы оказались под высокими стенами, между которых и течет Кудиалчай. Уровень воды нормальный. На относительно ровных участках чуть выше колена. Вода к сожалению грязная. Приходиться осторожно нащупывать ногами в воде каменистый путь, так как дна абсолютно не видно. Всё очень в принципе просто. Да, при пересечение русла течение немного сносит наиболее лёгких участников нашего похода, но помогая друг другу мы неспеша проходим дальше.

Но тут каньон немного поворачивает и перед нами предстаёт препятствие. Между двумя стенами огромный завал из больших камней, с которых бурно стекает река десятками мощных потоков. При подходе к этому каскаду чувствуется, что река сильно бурлит. Очень сложно удержаться на месте даже в не очень глубоких местах. Но мы выбираем более менее оптимальный путь, сначала по центру по воде, потом уходим направо на камень. С него перешагиваем на другой отвесный, забираемся наверх и дальше также между большими глыбами обходя наиболее мощные струи реки. На самом верху попадаем опять в относительно спокойное русло реки. Дальше на пути ещё пару таких же завалов, но с более спокойными вариантами прохождения.

Стены немного разошлись, можно перевести дух. Но тут мы подходим к очень узкому месту шириной буквально 2-3 метра. Где то наверху стены практически смыкаются. Туннель очень похожий на тот туннель на Аликчае, по которому мы вышли на слияние этих двух рек вначале. Одна закавыка, что воды тут на порядок больше и течёт она гораздо быстрее. Пытаемся подобраться к началу этого сужения. Уровень явно выше пояса. Сносит. Понимаем что мы здесь против течения не пройдём. Начинаем искать обходы. Вокруг очень крутые склоны и стены. Но вернувшись метров на сто назад мы находим путь выше реки. Выходим на старую тропу, связывающую селение Крыз с селением Джек, которые находятся на разных сторонах каньона. Здесь даже есть старый мостик, состоящий из двух частей, до большого камня в центре реки и после. К сожалению вторая часть моста разрушена. Но река здесь не такая бурная и мы её переходим в брод. Дальше начинается снова сужение каньона, ещё полтора два километра по нему и мы бы вышли в широкую долину в верхней части реки. Но мы потратили слишком много времени на поиск обхода. Принимаем решение выходить отсюда по пересекающей реку тропе в Джек. Поднимаемся над рекой и выходим на Хыналыгскую дорогу. Сходим с дороги, режем наш путь, спускаемся напрямую вниз к реке Аликчай и по ней возвращаемся к месту нашего старта. Но на пути у нас встаёт ещё один небольшой каньон. С высокими отвесными стенами но длиной не более полкилометра. Этот каньон реки Аликчай. Воды здесь гораздо меньше, чем в Кудиалчае. И проходить его конечно же легче. Но он тоже очень впечатляющий. О нём я отдельно расскажу в следующей статье.

• Вход в каньон через приток Кудиалчая - реку Аликчай
    1. Вход в каньон через приток Кудиалчая - реку Аликчай
    2. В каньоне реки Кудиалчай
    3.В каньоне реки Кудиалчай
    4.В каньоне реки Кудиалчай
  • Водопад со стен каньона реки Кудиалчай
    5. Водопад со стен каньона реки Кудиалчай
  • Мощный каскад водопадов на нашем пути
    6.Мощный каскад водопадов на нашем пути
    7.В каньоне реки Кудиалчай
  • Ещё один завал на реке
    8.Ещё один завал на реке
    12. Выход на тропу Крыз-Джек
  • Полуразрушенный мост на тропе Крыз-Джек
    13.Полуразрушенный мост на тропе Крыз-Джек
  • Вторая часть каньона после моста