11 июля, 2021

Сквозь Шахдаг

Я недавно рассказывал о том как я в составе группы Горного спортивного клуба прошёл вокруг Шахдага. Это был очень интересный маршрут. Но на саму гору мы не поднялись. В этот раз мы решили пройти через гору. Подняться по западному маршруту и выйти на купол горы с юга и затем уйти с вершины по классическому северному маршруту.
 Хочу рассказать, что на вершину Шахдаг ведут всего лишь эти два с небольшими вариациями пешеходных маршрута.
 На маршрут из клуба смогли выйти только два человека. У нас было всего два дня. Первый день мы приехали из Баку в Хыналыг, а затем на местной машине подобрались к началу маршрута.

Маршрут с западной стороны иногда ещё называют путём Пастухова, в честь известного исследователя Кавказа, который изучал и этот район Кавказского хребта тоже. Путь представляет из себя маршрут по небольшому ручью, берущему своё начало практически от вершины Шахдага.

Мы встали на ночёвку под стенами Шахдага у ручья, почти у водопада, на последнем зелёном клочке земли. Дальше вверх только камни.

В 4 часа утра мы вышли на восхождение. Как я говорил мы пошли по ручью. Водопад пришлось обходить по мелкой каменной осыпи слева. Затем вышли к самому ручью уже выше. По руслу идти легче, здесь среднего размера камни. Идёшь как по ступенькам. Ещё пару раз обходим слева небольшие водопадики на ручье. И попадаем в закрытую с трех сторон долину. Дальше только резко вверх. Поднимаемся уже наверх на небольшой гребень. Здесь уже высота больше 4000 метров. На другой его стороне кулуар Смирнова, тоже путь на вершину, но с верёвкой и снаряжением. Назван альпинистами в честь погибшего тут в 80-ые годы парня из сумгаитского альпклуба. Отсюда оглянувшись назад мы увидели одно из Шахдагских озёр. Оно оказалось в стороне от нашего маршрута. Второе большое озеро к сожалению отсюда не видно.

По гребню выходим под купол самого Шахдага с юга. Ещё метров 150 и мы наверху. Погода хорошая. Сразу же видим шест со звездой. Подходим к самой точке вершины. Здесь много памятных табличек.

Дальше на север спуск. Северный маршрут характерен ледником у начала купола. Но всеобщее потепление не оставило и этот ледник в покое. Он очень сильно уменьшился. Его даже можно обойти по каменной осыпи. А ведь когда-то он преграждал путь идущим наверх альпинистам, мешая выйти с узкого гребня на купол Шахдага. В этот раз мы даже не стали его обходить. Вместо льда тут оказался какой то рыхлый талый снег. Лишь последние метров 10 вниз было немного скользко, но тут из льда торчали мелкие камушки который не давали нам сильно скользить. Тут главное попасть с купола в единственный здесь спуск, в узкий гребень. Слева и справа от него отвесные скалы. Погода ясная и нам прекрасно видно куда мы спускаемся. Дальше по гребню вниз на Шахдагский перевал. От него направо вниз.

Мы пошли по обходной тропе через тропу Кабаш. Но обычно все тут ходят через другой перевал Курсантов. На спуске у самой тропы Кабаш видим стадо туров, горных козлов. Они видимо тоже спускались по этой дороге. Даже удалось сфотографировать их издалека. Но они очень пугливые. Увидев нас они быстро убежали. Тропа Кабаш как обычно прекрасна.

Дальше вниз в долину Шахяйлаг. Но для этого нам нужно перейти ручей из-под Шахдагских водопадов. Несколько лет назад здесь сошёл сель. Русло сильно развезло. Края ручья снесло и подразмыло. Ширина самого русла увеличилась в несколько раз. Немного поискав потерявшуюся тропу мы выходим на другой стороне ручья. Внизу нас ждёт машина и через час мы уже в Хыналыге, а поздно вечером возвратились домой в Баку.

• На подходе под маршрут
    7.На подходе к самой вершине Шахдаг
  • Вершина Шахдага
    8.Вершина Шахдага
  • Спуск с вершины по талому леднику