08 августа, 2021

Базардюзю. Зяфяр зирвяси.

В прошлом году произошла война за освобождение оккупированных территорий Азербайджана. У нас в стране решили в ознаменование победы в этой войне назвать одну из безымянных вершин массива Базардюзю вершиной Победы - Зяфяр зирвяси (az. Zəfər zirvəsi). Для этих целей идеально подошёл Базардюзи Восточный - 4301 метр. Эта высота располагается на одном вершином гребне с Базардюзю, в двух километрах от пика. Естественно, множество любителей гор в Азербайджане сразу же захотели посетить его. Не исключение тут и я. Июль-август идеальное время для восхождения. В этом году аномально жаркая погода практически полностью уничтожила снежный покров горы с южной стороны. Очень теплая погода благоприятствовала восходителям.

Наша группа Горного спортивного клуба города Баку решила совершить восхождение на Базардюзю, пройти траверсом по гребню до Зяфяр зирвяси и уже оттуда спустится обратно в базовый лагерь. Времени как обычно впритык. Есть только суббота и воскресенье. Первый день добираемся в Хыналыг, оттуда на местной машине в долину реки Ятагдяре, максимально вверх по течению. Дальше пару часов пешком по узкому ущелью и мы в базовом лагере Базардюзю. Уже вечер.

Тут ребята - корпоративная команда работников страховой компании в сопровождении известного гида Сирхана. Он один из участников установки памятного знака на Зяфяр зирвяси этой зимой. Его группа уже совершила прямое восхождение на эту вершину и отдыхает. Завтра с утра уходят домой. Чуть подальше другая группа восходителей, у них завтра Базардюзи. Находим места под палатки. Немного переговариваю с Сирханом о погоде и о маршруте. Перекусываем. И всем спать. Завтра рано утром восхождение.

В 5:30 выходим на вершину Базардюзи. Уже светло. По мелкой каменной осыпи наверх зигзагом ведёт хорошая набитая тропа. Поднимаемся на вершину за 5 часов. Снега тут действительно нет. Только черные каменные осколки и триангуляционный знак со множеством памятных дощечек. Погода хорошая.

Дальше траверсом два километра до Зяфяр зирвяси. Перед последним взлётом она выглядит как классический пик. Подъем и с другой стороны крутой спуск. Отсюда нам открывается долина Шахяйлаг, скалы Ярудага, Шахдага, Кызылкая, гора Туфандаг. Наверху памятный знак. 4 года назад мы проходили здесь по многодневному маршруту Чехычайская подкова со стороны России. В тот день проднявшись от озера Вахчаг  на Базардюзю, и дойдя до Зяфяра, мы резко спустились по крутому скалистому гребню и затем ушли на Российскую сторону. Сегодня мы совершаем восхождение со стороны Азербайджана. Нам в другую сторону и по другому гребню. Спуск по началу плавный с небольшими вкраплениями скал. Дальше всё становится гораздо круче, но и мягкая осыпь из мелких камушков делает спуск захватывающе быстрым. Полтора часа и мы в базовом лагере.

Собираем лагерь. Ещё часик пешком до машины. Дальше Хыналыг и уже поздно вечером Баку.

• Базовый лагерь под Базардюзи
    1. Базовый лагерь под Базардюзи
  • Вид на базовый лагерь из-под начала маршрута на Базардюзи
    2. Вид на базовый лагерь из-под начала маршрута на Базардюзи
  • Вид на вершину Олимпия (3455м) и на горы Кавказского хребта со склонов Базардюзи
    3. Вид на вершину Олимпия (3455м.) и на горы Кавказского хребта со склонов Базардюзи
  • Выход на вершину Базардюзи
    7.Вид на стены Ярудага и Шахдага
  • Вид на горы кавказского хребта - Рагдан, Чарындаг, Малкамуд
    8.Вид на горы кавказского хребта - Рагдан, Чарындаг, Малкамуд
  • Вид на вершинный гребень Базардюзи. Последняя чёрная вершина на гребне это Зяфяр зирвяси
    9. Вид на вершинный гребень Базардюзи. Последняя чёрная вершина на гребне это Зяфяр зирвяси