15 августа, 2008

Каньонинг на реке Карачай.

Каньонинг - это прохождение каньонов рек. В Азербайджане много таких живописнейших мест. Одним из самых красивых является каньон реки Карачай, что в Кубинском районе. Глубина воды в июле-августе здесь падает до полуметра и появляется возможность пройти его пешком прямо вверх по руслу реки, так сказать, по мокрому. Этой возможностью решили воспользоваться и мы.
 Карачай очень своенравная река. Как и все горные реки она может в течение нескольких минут увеличиваться в несколько раз и достигать такой мощи, которая, бывало, сносила, дороги, мосты, а иногда и целые деревни. Но хорошая погода обещала нам, что ничего страшного произойти не могло. Вода действительно была по колено. Местами каньон сужался до ширины речки. С высоких стен свисали деревья , растущие прямо на стенах. Кое-где приходилось обходить небольшие водопады.

Карачаевский каньон, находящийся между селениями Алыч и Будуг, условно можно разделить на три части. В каждой части каньон сходиться до ширины реки и затем расходится в небольшое ущелье.
 В первом таком ущелье, среди высоких деревьев, на скальном зубе, находится древняя крепость. Её не видно до тех пор, пока не подойдешь к ней на 50 метров. Она полностью скрыта лесом. Внизу ров и наполовину разрушенная башня - лестница на вершину скалы.

Наверху - остатки стен и башен. Внутри крепости можно различить фундаменты строений. Размером она где-то несколько гектар. Невысокие 5-метровые стены компенсируются крутыми склонами или скальными обрывами. Внутреннее пространство, как и всё вокруг, заросло высокими деревьями, которые медленно, но верно разрушают древние стены. Интересно было посмотреть на неё, правда, ещё интересней было найти её.
 На следующий день мы продолжили движение по реке. Небольшие тучки на горизонте не вызывали по началу у нас никаких тревожных настроений. Но в какой-то момент речка резко почернела, уровень воды повысился.

Движение вброд стало невозможным. Мы остались на небольшом лесном склоне, окружённом с одной стороны рекой, а с другой - стеной,высотой в километр. Небо почернело, загремел гром, пошёл сильный ливень. Мы стали карабкаться вверх по крутому лесному склону, хватаясь за кусты и деревья. В какой то момент начался град, в нескольких метрах от нас посыпались мелкие камушки, сорванные непогодой. Наверху склон выровнялся и упёрся в отвесную стену. Но нам немного повезло. Это был не тупик, а наше спасение. Под стеной был небольшой навес, под которым мы разбили наш вынужденный лагерь. Мы поставили палатку, разожгли костёр на сухом спирте, и стали пережидать непогоду. Нетихая до этого речка, стала реветь и грохотать с утроенной силой. Успокаивало только одно, что мы высоко над ней, в сухом месте и в относительной безопасности.

Через час дождь закончился также неожиданно, как и начался. Ночью мы увидели звёздное небо. Погода успокоилась.
 С утра, спустившись, мы увидели, что река утихла. Только грязная коричневая вода напоминала нам о вчерашнем.
 Мы решили на всякий случай прекратить движение по воде и выйти из каньона. Перейдя реку, стали подниматься вверх по лесу. В этом месте отвесные стены каньона давали лазейку в виде крутого лесного склона, по которому можно было выйти наверх. Удобная, не известно,откуда взявшаяся тропа поначалу быстро вела нас вверх. Но чем ближе был выход, тем круче становился путь. Тропа стала периодически исчезать. Но кусты и деревья опять помогли нам взобраться на самый верх. На верху нас ждала идиллическая картина – альпийские луга, стога, пасущиеся коровы.
 Мир реки, с его рёвом, с его лесом, с его отвесными стенами остался внизу. Подъём был утомительным, но открывшийся вид вниз вызывал восхищение. Мы увидели каньон, эту гигантскую пропасть в земле, сверху.

Пройдя остаток каньона, уже поверху, заночевали под селением Будуг. На следующий день мы сделали переход по горным дорогам к селению Алик. Здесь проходит новая асфальтовая дорога из Кубы до селения Хыналыг. Но уезжать было ещё рано. Мы заночевали на реке Аликчай, для того чтобы с утра пройти ещё один небольшой каньон. Это очень красивый каньон. Местами он зажимает речку в двухметровое русло. Но вода в это время года мелкая и каньон проходится без проблем.
 После этого мы отправились В Кубу по дороге, которая проходит по дну другого очень живописного Кудиалчайского каньона.
 Дорога из Кубы в Баку была не столь живописная, но главное что мы вернулись домой.

• Каньон реки Карачай
  • 7. Остатки стены затерянной крепости в каньоне реки Карачай
  • 8. Цвет воды резко поменялся и стал чёрным
  • 9.Наше убежище под скалой
  • 10. Мы остались на небольшом лесном склоне,окружённом с одной стороны рекой,а с другой - стеной,высотой в километр.