16 июля, 2017

Восхождение на Базардюзю

Базардюзю - самая высокая вершина Азербайджана и Дагестана. Высота - 4466 м. Когда-то, совсем давно, в прошлом тысячелетии я поднимался туда во время одного из первых моих походов. Тогда я совершал восхождение со стороны Азербайджана в составе группы новичков Горного Спортивного Клуба (г. Баку). В этот раз спустя 18 лет восхождение было опять же в составе Горного Спортивного Клуба, но уже со стороны Дагестана.
 Я уже рассказывал о походе по маршруту "Чехычайская подкова". А это восхождение на Базардюзю как раз и завершало наше восьмидневное движение по этому пути. Подъём на самую высокую точку Азербайджана  был логичным мощным окончанием многодневного путешествия среди вершин восточного Кавказа.

Переночевав у озера Вахчаг на одноимённом перевале, мы вышли рано утром на подъём в 800 метров по мелкой осыпи. Медленно, но верно мы поднялись на хребет Базардюзю и затем на саму вершину.

Триангуляционный знак, отмечающий самую высокую точку горы, за эти годы почти не изменился. Только появилось множество новых памятных табличек. Для себя я отметил табличку в память об известном азербайджанском альпинисте Акифе Рустамове. Я его лично знал, он был очень интересным и хорошим человек.

К сожалению во время выхода на гребень мы попали в туман и вид с вершины был нулевой. Только во время спуска облака разошлись и нам открылись чудесные виды вокруг. Тут и Базарюрт выплыл откуда-то сбоку из облаков, и ледник Тихицар открылся прямо под нами. Спускались мы на другую сторону. И спуск здесь нам преподнёс немало сюрпризов. Немного расслабившись после вершины, нам пришлось включать максимальное внимание и напрягать все оставшиеся силы. Крутой скалистый гребень с безымянными вершинами, спуски и подъёмы. Всё это закончилось длинным спуртом вниз. Вымотавшись мы решили поставить лагерь, уже на ровных площадках на мелких камушках. До травяных склонов в этот день мы дойти не успели.

Но сюрпризы на этом не закончились. На этот раз это был приятный сюрприз. Закат солнца над Шалбуздагом озарил красным светом все горы вокруг и облака под нами. Это было сказочно и нереально.
 На следующий день нас ожидал спуск в альплагерь у селения Куруш, затем граница и уже вечером мы были дома в Баку. Той ночью в городе никому из нас никак не верилось, что ещё утром мы проснулись на высоте 3500м под горой Базардюзю. Не смотря на накопившуюся усталость, хотелось вернуться обратно.

P.S. 2021 год: Последняя вершина перед крутым спуском в 2021 году названа в честь победы во второй Карабахской войне - Зяфяр зирвяси 4301м. *Zəfər zirvəsi*