05 мая, 2008

Как я был гидом.

Меня попросили побыть гидом у двух немцев, которые были родом из Италии, из района итальянских Альп, где проживают в основном немцы.. Это были муж с женой, лет под 30. Планы для апреля у них были грандиозные. За 9 дней они хотели взойти и на вершину Гейдара, и на Шахдаг главный, и на БазарДюзи (Базар Дюзю). Межсезонье со своёй неустойчивой погодой в любой момент могло подпортить нам наше путешествие, неговоря уже о том, что район БазарДюзи (Базар Дюзю) в это время года я ещё не видел.

В лагерь под Кызылкая мы подошли часов в 11-ть утра. Но сразу восходить на вершину Гейдара, что находится в горном массиве Кызылкая, я не решился. Весь оставшийся световой день мы загорали под палящим солнцем. А утром часов в 7 мы вышли на восхождение. Единичку на Гейдара мы быстро пробежали туда-сюда, и опять же часов в 11-ть утра мы были в лагере. По плану после восхождения отдых и выход на следующий день под Шахдаг. Но снова сидеть загорать ребятам не хотелось.

После обеда мы собрали лагерь и ушли на Спартаковские ночёвки. Образовавшийся лишний день мы с успехом решили проотдыхать. Поэтому весь следующий день мы провалялись на  свежей зелёной травке долины Шахяйлаг.
  Рано утром мы вышли на Шахдаг. Проходя по цирку нас опять застало жаркое Солнце. Пройдя сквозь эту сковородку мы вышли на перевал Шахдагский. Здесь было уже  попрохладней. Задул холодный ветер. Подъём от перевала до вершины в этот раз был нормальный. Льда не было, но зато был плотный наст.   В кошках мы очень быстро поднялись на вершину. Шахдагская звезда как всегда на месте, как и наш лагерь в который мы спустились уже в сумерках.
 На следующий день переход через всю долину Шахяйлаг под БазарДюзи (Базар Дюзю). Там решили поставить лагерь пониже, на травке у реки Ятагдаря. Погода начала меняться.

Как обычно вышли рано утром на вершину. Но в самом начале пути у входа в прижим реки, нам преградила путь огромная дамба из льда, снега и камней. Здесь недавно прошла большая  лавина. Я посмотрел наверх и увидел вдалеке на крутом склоне линию отрыва лавины. Выше этой линии висел  снег. В любую минуту могла случится новая лавина, а ведь идти по дну крутого лавиноопасного ущелья надо было ешё километров 5. В этой ситуации я решил не рисковать. Мы вернулись. Погода вконец испортилась, пошёл снег.

Утром мы собрали вещи и весь день добирались до турбазы Сувар, что у селения Лаза. Временами опускался туман, так что пришлось немного поплутать.
Ребята были довольны походом. Хотя им не удалось взойти на БазарДюзи, они увидели  район высочайших вершин Азербайджана, взошли на вершину Гейдара (Гейдар зирвяси), вершину Шахдага и обошли долину Шахяйлаг вдоль  и поперёк.

Долина Шахяйлаг. Лагерь под Кызылкая. Лагерь под Кызылкая. Вид сверху. Кызылкая. Вид из лагеря. На вершине Гейдара (Гейдар зирвяси). У лагеря Спартаковские ночёвки, под Шахдагом. Большой шахдагский водопад. В апреле он доживает свои последние дни. Вид из цирка на перевал Шахдагский. Звезда на вершине Шахдага. На вершинном плато Шахдага. Привал после перехода реки, на фоне Кызылкаи В лагере у реки Ятагдаря. В далеке видны БазарЮрт и БазарДюзи (Базр Дюзю). Снежно-грязевая дамба у входа в прижим ущелья реки Ятагдаря. Свежий снег выпал на траву

Фото большого размера по клику