15 сентября, 2019

Из ущелья реки Дяличай в селение Дильман

Ранней весной этого года мы уже несколько раз побывали на реке Дяличай в Шемахинском районе Азербайджана. Но наши маршруты проходили или высоко над рекой или ограничивались только водопадом Халит, на одном из притоков.
 В этот раз мы поднялись вверх по течению от селения Каладяряси к верховьям речки Дяличай, поднялись на гребень по проходу между скал, прошли по гребню немного в обратную сторону над рекой и затем спустились в селение Дильман (Ахсуинский район Азербайджана).
 Естественно, в самом начале пути мы заглянули на водопад Халит (Халыт). К концу летнего сезона воды в нём стало на порядок меньше. Как в общем то и в самой реке. Если весной мы искали бревно чтобы переправиться на другой берег и не замочить ноги, то сейчас для этого достаточно было всего лишь шага.

Дальше мы пошли вверх по реке. Сначала наш путь лежал по широкому, почти сухому, галечному руслу. Это не доставляло нам никаких проблем, тем более, что речку мы просто перешагивали. В какой то момент река местами стала сильно сужаться между небольшими скалами. Пару раз мы спокойно прошли эти сужения. Но затем мы упёрлись в стенку с которой Дяличай водопадом прыгала к нам вниз. Предприняв попытку пролезть по не слишком крутым скалкам рядом с водопадом, мы упёрлись в опасный скалистый склон присыпанный камнями. Было принято решение обходить водопад более глубоко. Тем более, что за 50 метров до него склоны реки были не скальными, а земляными  вперемешку с камнями. На высоте 20 метров над рекой начинался уже лес. Ещё метров сто вверх и там уже стояли отвесные стены. Но мы, пройдя немного по лесу спустились обратно к реке уже после водопада. На спуске правда мы попали в заросли облепихи с колючками размером в палец, но как говориться - "До свадьбы заживёт".

Впереди уже начинаются верховья реки. В какой-то момент мы вышли в точку, где сливались две речки в одну. Трудно было сказать какая из них была притоком, а какая основной. Мы пошли по левому ответвлению по ходу нашего движения. Тем более что по нашему плану мы должны были найти проход между скал на гребень с левой стороны ущелья (по ходу нашего движения).

Русло реки постепенно стало превращаться в небольшой овраг с земляными отвесными склонами высотой до 5-ти метров. С него мы опять свернули вправо и пошли вверх по ещё более узкому оврагу с небольшим ручьём.  Судя по карте он брал своё начало где-то под перевальчиком на гребне. Ручей проходил по лесу, поэтому периодически на нём встречались завалы из деревьев. Один раз мы вышли к небольшому водопадику, который опять же обходили по лесным склонам.

Постепенно деревьев становилось всё меньше и меньше, и мы увидели что идём между двух стен по небольшому сухому оврагу.  Наверху в седловинке перевала кстати лес опять хорошо разросся. Дальше идём по гребню над рекой. С такой верхотуры хорошо видны не только река Дяличай, но и река Сулутчай (Исмаилинский район Азербайджана) на другой стороне гребня. Тут местами он становится скалистым и отвесным с двух сторон. Мы аккуратно проходим его. В какой то момент нам приходится преодолевать участок длиной в 10 метров сидя, так как стоя, в случае потери равновесия можно улететь вниз.

Но дальше гребень расширяется. Опять начинается высокий лес, который уходит вправо вниз по уже не такому крутому и не скалистому склону. Слева же, в сторону Дяличай остаётся обрыв. Мы выходим на тропу ведущую в селение Дильман и постепенно сворачиваем с основного гребня, спускаемся вниз. По пути в лесу, в зарослях лесной ежевики немного подкрепляемся. Кусты ежевики здесь не выше колена, ягода сладкая чёрная. Неспелых здесь нет. Это последняя созревшая тут ягода в этом году.

Но постепенно лес становится всё ниже и ниже. Сверху видны сёла Дильман и Хаджиман. Наш путь заканчивается.

Ущелье реки Дяличай располагается на территории Шахдагского национального парка и находится под государственной охраной. Для посещения парка необходимо купить билет. Удобней всего это сделать в онлайн режиме на сайте министерства экологии.

Вид сверху на ущелье реки Дяличай
    Водопад Халит (Халыт)
    Небольшое сужение на реке Дяличай
    Скалы над рекой Дяличай
    Водопад на реке Дяличай
    По оврагу вверх
    Вид на перевальчик
    Вид из-под первальчика на ущелье реки Дяличай